ВИА «Орера». Концерт посвященный 50-летию
Ансамбль «Орэра», признанный лучшим музыкальным коллективом Грузии XX века, был организован в 1958 году — в том же, что и популярнейшая рок-группа мира The Beatles. Правда, официальной датой рождения считается 1961 год — именно тогда студенческий самодеятельный коллектив Тбилисского государственного педагогического института иностранных языков «Орэра» пришел на работу в Грузинскую государственную филармонию. В Англии филармоний нет, поэтому самодеятельный ансамбль школьных друзей Quarrymen, впоследствии переименованный в The Beatles, ведет свою родословную с 1958 по 1970 год (группа распалась в апреле 1970 года), а «Орэра» — с 1961, с момента прихода на профессиональную сцену и по сей день.
Что означает название «Орэра»? Это идиома, непереводимый припев к песням грузинского народа, выражающий различные оттенки радости и веселья. В состав ансамбля вошли не только необычайно одаренные музыканты и певцы (впрочем, трудно встретить грузина, не умеющего и не любящего петь), но и люди, имеющие хорошие лингвистические способности — «Орэра» совершенно свободно исполняет песни на многих языках мира. Изначально это было трио в составе: Роберт Бардзимашвили (клавишные, гитара, вокал, а также руководитель ансамбля с 1958 по 1975 год; он покинул «Орэра», когда организовал ВИА-75, группу игравшую более тяжелую музыку, в частности, кавер-версии Джими Хендрикса), Теймураз Давитая (гитара, вокал) и Зураб Яшвили (клавишные, гармоника), чуть позже к группе присоединился Вахтанг (Буба) Кикабидзе (ударные, вокал). Буба, ставший настоящей душой коллектива, не только был великолепным барабанщиком — в 1967 году на всемирной выставке ЭКСПО-67 в Канаде он был признан третьим лучшим барабанщиком мира — но и удивительно тонким актером. Сначала его актерские таланты могли видеть только те, кто посещал концерты (вспомните его песни «Я пьян от любви», или «В шляпе с перьями зелеными, ловко прячусь от влюбленных я…»), но вскоре мир оценил его как киноактера — за исполнение роли в фильме «Не горюй» Вахтанг Кикабидзе получил ряд международных премий; впоследствии он подтвердил свое звание по-настоящему народного артиста, сыграв в «Мелодиях Верейского квартала», и, конечно же, в «Мимино».
Чуть позже в ансамбль пришли профессиональные музыканты, имевшие высшее музыкальное образование, Теймураз Мегвинет Ухуцеси (рояль, вокал) и Гено Надирашвили (труба, котрабас, вокал). В 1964 году в ансамбль пришла Нани Брегвадзе, уже известная к тому времени певица, работавшая на сцене с 1956 года, лауреат VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, выпускница Тбилисской консерватории, три года до этого работавшая солисткой государственного эстрадного оркестра Грузии «Рэро». Эта семерка и составила «золотой» состав, прославивший ансамбль «Орера».
В последующие годы в состав ансамбля вливались замечательные артисты, Теймураз Кухалев, Валерий Ломсадзе, Александр Манджгаладзе, Тенгиз Жвания и Вахтанг Куция. Сейчас, конечно, странно говорить об этих временах — 1958, 1961, 1964 год… «Как можно всем рассказывать о том, что эта удивительно изящная и красивая женщина, так давно на сцене? Зачем раскрывать ее возраст? Пусть это будет тайной!» — может возмутиться ханжа. Но здесь именно тот случай, о котором так проникновенно пел Вахтанг Константинович Кикабидзе: «Мои года — мое богатство». Трудно поверить, но ансамбль «Орэра» — одна из старейших поп-групп с непрерывной карьерой. Из «монстров» поп-музыки, играющих по сей день, до такого возраста дожили немногие — даже Rolling Stones были образованы позже, в 1962 году. Старше их только знаменитая английская инструментальная группа The Shadows (1958 год), а ровесники — легендарная черная фанковая группа Temptations, образованная в 1961 году!
В советские времена «Орэра» была первым коллективом популярной музыки, выступавшим не только в странах Варшавского договора (Чехословакии, Венгрии, ГДР, Польше, Болгарии, Румынии, Кубе), развивающихся странах Азии и Африки (Иран, Афганистан, Сенегал, Индия, Йемен, Никарагуа), но и в капиталистических странах — Англии, Канаде, Сингапуре, Франции, Австралии, США, Мексике, Финляндии и ряде других. И, конечно же, ансамбль многократно выступал в каждой из 15 республик СССР. За свою долгую и поистине заслуженную карьеру музыканты спели около 700 песен на 22-х языках народов мира.
Близость «Орэра» к богатым традициям грузинского многоголосья и умение грамотно сочетать его с современным музыкальным языком сразу сделали стиль и почерк ансамбля узнаваемым и уникальным. До «Орэра» практически никто на советской эстраде не работал в жанре синтеза исконно народной стилистики и современной поп-музыки. В СССР они были первопроходцами. Впрочем, такого грамотного и красивого многоголосья, которое принесли на эстраду «Орэра», до сих пор никому не удалось повторить. В репертуаре ансамбля — старинные грузинские песни, песни народов СССР, песни народов мира, которые музыканты привозили из многочисленных зарубежных гастролей и «классика» мировой эстрады. Реваз Лагидзе, народный артист Грузии, композитор, чьи песни исполняет «Орэра», так отзывался об ансамбле: «Участники «Орэра» составляют великолепный ансамбль. В их исполнении привлекают мягкость тембра, полное отсутствие форсировки при очень своеобразном, современном звучании, умение передать настроение песни. Особенно приятно смотреть выступления «Орэра» на эстраде. Они поют, играют и танцуют, и каждую песню орэровцы преподносят как маленький музыкальный спектакль, прекрасно исполненный не только вокально, но и актерски…» Абсолютно верная характеристика. Если поговорить со «старожилами» государственного концертного зала «Россия», то многие согласятся, что за всю его историю один из лучших концертов, который видели его стены — это юбилейный концерт «Орэра» «Нам 15 лет» 1974 года. Такого в нашей стране не делали — ни тогда, ни после — искряшийся юмором, великолепно отрежиссированный и исполненный музыкальный спектакль. Отзывы были восторженными всюду, где бы ни выступал ансамбль. Вот что писала малийская газета «Лессор»: «Большой эффект произвел грузинский ансамбль, исполнивший песни народов мира. Но особенно потрясли публику мастерство и душевность, с которыми грузинские артисты исполнили песни народностей Мали»! А что говорить о русских песнях, если даже малийцы восторгались тем, как грузины поют их песни? Нани Брегвадзе по праву считалась одной из лучших исполнителец русских романсов. А песни «Тополя», «А где мне взять такую песню», «Не жалею, не зову, не плачу», написанные композитором Григорием Пономаренко, в исполнении «Орэра» были настолько органичны, что мало кто воспринимал их за авторские произведения — все считали, что это такая великолепная трактовка исконно русских народных песен.
Сегодня творческим ядром ансамбля является вокальный квартет в составе заслуженных артистов Грузии, кавалеров Ордена чести: Гено Надирашвили (руководитель ансамбля), Теймураз Давитая, Тенгиз Жвания и Нугзар Квашали.
Что означает название «Орэра»? Это идиома, непереводимый припев к песням грузинского народа, выражающий различные оттенки радости и веселья. В состав ансамбля вошли не только необычайно одаренные музыканты и певцы (впрочем, трудно встретить грузина, не умеющего и не любящего петь), но и люди, имеющие хорошие лингвистические способности — «Орэра» совершенно свободно исполняет песни на многих языках мира. Изначально это было трио в составе: Роберт Бардзимашвили (клавишные, гитара, вокал, а также руководитель ансамбля с 1958 по 1975 год; он покинул «Орэра», когда организовал ВИА-75, группу игравшую более тяжелую музыку, в частности, кавер-версии Джими Хендрикса), Теймураз Давитая (гитара, вокал) и Зураб Яшвили (клавишные, гармоника), чуть позже к группе присоединился Вахтанг (Буба) Кикабидзе (ударные, вокал). Буба, ставший настоящей душой коллектива, не только был великолепным барабанщиком — в 1967 году на всемирной выставке ЭКСПО-67 в Канаде он был признан третьим лучшим барабанщиком мира — но и удивительно тонким актером. Сначала его актерские таланты могли видеть только те, кто посещал концерты (вспомните его песни «Я пьян от любви», или «В шляпе с перьями зелеными, ловко прячусь от влюбленных я…»), но вскоре мир оценил его как киноактера — за исполнение роли в фильме «Не горюй» Вахтанг Кикабидзе получил ряд международных премий; впоследствии он подтвердил свое звание по-настоящему народного артиста, сыграв в «Мелодиях Верейского квартала», и, конечно же, в «Мимино».
Чуть позже в ансамбль пришли профессиональные музыканты, имевшие высшее музыкальное образование, Теймураз Мегвинет Ухуцеси (рояль, вокал) и Гено Надирашвили (труба, котрабас, вокал). В 1964 году в ансамбль пришла Нани Брегвадзе, уже известная к тому времени певица, работавшая на сцене с 1956 года, лауреат VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, выпускница Тбилисской консерватории, три года до этого работавшая солисткой государственного эстрадного оркестра Грузии «Рэро». Эта семерка и составила «золотой» состав, прославивший ансамбль «Орера».
В последующие годы в состав ансамбля вливались замечательные артисты, Теймураз Кухалев, Валерий Ломсадзе, Александр Манджгаладзе, Тенгиз Жвания и Вахтанг Куция. Сейчас, конечно, странно говорить об этих временах — 1958, 1961, 1964 год… «Как можно всем рассказывать о том, что эта удивительно изящная и красивая женщина, так давно на сцене? Зачем раскрывать ее возраст? Пусть это будет тайной!» — может возмутиться ханжа. Но здесь именно тот случай, о котором так проникновенно пел Вахтанг Константинович Кикабидзе: «Мои года — мое богатство». Трудно поверить, но ансамбль «Орэра» — одна из старейших поп-групп с непрерывной карьерой. Из «монстров» поп-музыки, играющих по сей день, до такого возраста дожили немногие — даже Rolling Stones были образованы позже, в 1962 году. Старше их только знаменитая английская инструментальная группа The Shadows (1958 год), а ровесники — легендарная черная фанковая группа Temptations, образованная в 1961 году!
В советские времена «Орэра» была первым коллективом популярной музыки, выступавшим не только в странах Варшавского договора (Чехословакии, Венгрии, ГДР, Польше, Болгарии, Румынии, Кубе), развивающихся странах Азии и Африки (Иран, Афганистан, Сенегал, Индия, Йемен, Никарагуа), но и в капиталистических странах — Англии, Канаде, Сингапуре, Франции, Австралии, США, Мексике, Финляндии и ряде других. И, конечно же, ансамбль многократно выступал в каждой из 15 республик СССР. За свою долгую и поистине заслуженную карьеру музыканты спели около 700 песен на 22-х языках народов мира.
Близость «Орэра» к богатым традициям грузинского многоголосья и умение грамотно сочетать его с современным музыкальным языком сразу сделали стиль и почерк ансамбля узнаваемым и уникальным. До «Орэра» практически никто на советской эстраде не работал в жанре синтеза исконно народной стилистики и современной поп-музыки. В СССР они были первопроходцами. Впрочем, такого грамотного и красивого многоголосья, которое принесли на эстраду «Орэра», до сих пор никому не удалось повторить. В репертуаре ансамбля — старинные грузинские песни, песни народов СССР, песни народов мира, которые музыканты привозили из многочисленных зарубежных гастролей и «классика» мировой эстрады. Реваз Лагидзе, народный артист Грузии, композитор, чьи песни исполняет «Орэра», так отзывался об ансамбле: «Участники «Орэра» составляют великолепный ансамбль. В их исполнении привлекают мягкость тембра, полное отсутствие форсировки при очень своеобразном, современном звучании, умение передать настроение песни. Особенно приятно смотреть выступления «Орэра» на эстраде. Они поют, играют и танцуют, и каждую песню орэровцы преподносят как маленький музыкальный спектакль, прекрасно исполненный не только вокально, но и актерски…» Абсолютно верная характеристика. Если поговорить со «старожилами» государственного концертного зала «Россия», то многие согласятся, что за всю его историю один из лучших концертов, который видели его стены — это юбилейный концерт «Орэра» «Нам 15 лет» 1974 года. Такого в нашей стране не делали — ни тогда, ни после — искряшийся юмором, великолепно отрежиссированный и исполненный музыкальный спектакль. Отзывы были восторженными всюду, где бы ни выступал ансамбль. Вот что писала малийская газета «Лессор»: «Большой эффект произвел грузинский ансамбль, исполнивший песни народов мира. Но особенно потрясли публику мастерство и душевность, с которыми грузинские артисты исполнили песни народностей Мали»! А что говорить о русских песнях, если даже малийцы восторгались тем, как грузины поют их песни? Нани Брегвадзе по праву считалась одной из лучших исполнителец русских романсов. А песни «Тополя», «А где мне взять такую песню», «Не жалею, не зову, не плачу», написанные композитором Григорием Пономаренко, в исполнении «Орэра» были настолько органичны, что мало кто воспринимал их за авторские произведения — все считали, что это такая великолепная трактовка исконно русских народных песен.
Сегодня творческим ядром ансамбля является вокальный квартет в составе заслуженных артистов Грузии, кавалеров Ордена чести: Гено Надирашвили (руководитель ансамбля), Теймураз Давитая, Тенгиз Жвания и Нугзар Квашали.
Если вам понравился данный материал, нажмите на кнопку любимой соц. сети, чтобы о нем узнали другие люди. Спасибо!