Грузинские хроники XIX века
Название: Грузинская хроника XIX века
Продолжительность: 68 мин.
Жанр: Драма, Отечественные
Год выхода: 1979
Страна: Грузия, СССР
Режиссер: Александр Рехвиашвили
В ролях: Рамаз Гиоргобиани, Рамаз Чхиквадзе, Мамука Салуквадзе, Цуца Медзмариашвили, Карло Саканделидзе, Васо Цуладзе, Тенгиз Магалашвили, Дареджан Харшиладзе, Отар Зауташвили
Сценарий: Александр Рехвиашвили, Анзор Джугели, Резо Квеселава
Оператор: Гурам Шенгелая
Композитор: Вахтанг Кухианидзе
Описание фильма: Опоэтизированная хроника событий, происшедших в одной из грузинских деревень конца ХIX века, когда ради спасения леса немногочисленная интеллигенция смогла собрать народ и выступить против промышленников…
А. Рехвиашвили дал своему фильму откровенно парадоксальное название: «Грузинская хроника 19 века». Хроника времени, безвозвратно ушедшего, утраченного именно для кинематографа. Былое может быть реконструировано художником, восстановлено с большой мерой достоверности, может быть зафиксировано в хроникальной манере. Однако, как явствует из художественного решения, Рехвиашвили определяет не объект воссоздания и даже не признаки стилистики, а образ минувшего. Вернее — то в нем, что посылает сигналы в век нынешний, что, будучи незамеченным современниками, с жестокой силой отозвалось в будущем, предопределив катастрофизм века 20. Поэтому строгой фиксации подлежит остановленное, «вековое» время, в котором — в отстоявшемся, отфильтрованном художником виде — контур, силуэт прошедшей эпохи передает потомству ряд многозначительных сообщений. Забвение опасно для исторического сознания. Ведь там, в потемках недавнего, те же проблемы: гибнущие леса, безразличие чиновников к вверенным им делам, тихий ропот интеллигенции, отчаяние проповедников. Картина действительно собирается Рехвиашвили как бы из осколков, ей уже заведомо не хватает ясности, она имеет пропуски и таинственные места. Каждый экранный образ настойчиво стремится обнаружить свое значение: дом матери — образ ожидания, город — образ утраченных связей, учреждение — образ бюрократии. Это мир инерционного, механического существования, убивающий волю, растлевающий сознание. Подвижничество выглядит донкихотством, вызывает у окружающих недоумение. Персонажи уже не имеют имен, книги, побывавшие в воде, стали белыми листами; лес, ради которого герой отправляется на подвиг, становится образом ловушки, западни. Строгому воссозданию и наблюдению подлежит мир олицетворений. В точном согласии с исходным планом изобразительное решение отличается строгой графичностью и подчеркнутым эстетизмом, в макетируемом пространстве каждый элемент ищет и находит свое максимально выразительное воплощение: лица героев, планировка интерьеров, выбор пейзажей — все подчинено избранному закону — закону притчи, рождающейся из осмысленного опыта и ищущей слышащих, а в случае фильма — и видящих восприемников. Созданная на исходе 70-х, эта картина давала урок будущему.
Если вам понравился данный материал, нажмите на кнопку любимой соц. сети, чтобы о нем узнали другие люди. Спасибо!