Старейшему театру – Тбилисскому государственному академическому русскому драматическому театру им. А.С. Грибоедова уже более 160 лет.
Все эти годы театр является постпредом русского искусства в Грузии. Это театр богатейших сценических традиций. Его истоки восходят к далекому прошлому. Событием было в культурной жизни Грузии, когда 20 сентября 1845 г. впервые в Тифлисе открылись двери русского драматического театра. Театр был основан по инициативе наместника Кавказа графа Воронцова. Была назначена дирекция театра, в которую входил известный грузинский поэт Александр Чавчавадзе.
Артистическая труппа была сформирована из гастролирующих тогда в Тифлисе русских и украинских актеров на базе ставропольской труппы антрепренера Г. Яценко. В первом сезоне было поставлено более ста спектаклей. Однако, труппа была недостаточно сильной и не удовлетворяла эстетическим потребностям тифлисского зрителя. И тогда дирекция театра обратилась за помощью к великому русскому актеру Михаилу Щепкину. В ответном письме Щепкин писал: ”Все, что могу… я сделаю. В этом порукой любовь моя к искусству”.
При содействии М. Щепкина труппа пополнилась артистами Петербургского и Московского императорских театров, во главе которой стал известный актер и режиссер А. Яблочкин (отец знаменитой актрисы А. Яблочкиной). В 1857 г. преемник М. Воронцова, генерал Муравьев, опасаясь прогрессивной роли театра, особенно грузинского, лишает его субсидии. В результате русская и грузинская труппа распадаются. В последующие годы передовая общественность Грузии не раз поднимала вопрос о восстановлении русского и грузинского театров, и только в 1866 г. русский драматический театр возрождается вновь. За сезон 1867-68 гг. театр показал ”Горе от ума” Грибоедова, ”Ревизора” и ”Женитьбу” Гоголя, ”Грозу” и ”Доходное место” Островского и ряд других пьес. Газета ”Кавказ” писала, что тифлисский русский театр занимает достойное место среди 17 постоянных театров в России. Русский театр в Тифлисе 60-70 гг. поддерживал тесное общение с грузинской общественностью и грузинским театром. На сцене грузинского театра часто ставили произведения русской классической драматургии, а русский театр имел в своем репертуаре пьесы грузинских драматургов. В ряде спектаклей русского театра выступали выдающиеся грузинские актеры В. Абашидзе и К. Кипиани.
Когда великий русский драматург А. Островский приехал в 1883 г. в Тифлис, грузинский театр устроил ему торжественную встречу.
Грузинская труппа поставила второй акт комедии Островского ”Доходное место”. В своем дневнике Островский отметил ”умную и проникновенную игру грузинских актеров”. Выдающийся грузинский артист В. Абашидзе обратился к Островскому с речью: ”Ваше великое имя является гордостью Грузии так же, как и гордостью России.
Мы счастливы, что на нашу долю выпало быть духовным посредником союза этих двух народов, между которыми существует взаимная любовь и сочувствие друг к другу”. В 80-х гг. заметную роль в театральной жизни города сыграл любительский кружок мецената И. Питоева. В 1888 г. на базе этого кружка создалось ”Тифлисское артистическое общество”, которое во многом содействовало развитию русского театра в Грузии.
Нужно заметить, что русский театр не имел постоянного помещения и кочевал по разным залам Тифлиса. Положение изменилось только в 1901 г.,когда завершилось строительство здания театра ”Артистическое общество” (ныне театр им. Ш. Руставели), куда немалый вклад внес меценат И. Питоев.
Свой первый сезон в этом помещении русский театр открыл 8 февраля 1901 г. комедией Грибоедова ”Горе от ума”. Русский театр этого периода по составу артистических сил и по репертуару был одним из передовых театров дореволюционной России. В его спектаклях принимали участие такие мастера сценического искусства, как М. Савина, В. Комиссаржевская, П. Стрепетова, К. Варламов, В. Давыдов, братья Адельгейм и др. Здесь начинали свою сценическую карьеру прославленные театральные деятели В. Немирович-Данченко и А. Сумбаташвили- Южин. 1904 г. – Труппа В. Мейерхольда ”Товарищество новой драмы” открывает свой театральный сезон в Тифлисе. Самым большим успехом пользовались чеховские пьесы.
1905-07 гг. считаются театральными сезонами Мейерхольда в Грузии. В. Мейерхольд любил Тифлис — этот многонациональный город, который славился приверженностью к театральному искусству и где был неограниченный простор его беспредельным поискам…
1914 г. – Первая мировая война несколько пошатнула дело русского театра в Тифлисе, но уже в 1915 г. положение стало меняться к лучшему.
Была организована сильная по своему составу труппа ”Товарищество артистов Российского театрального общества” (ТАРТО) во главе с режиссером А. Тугановым.
Репертуар театра был разнообразен, включая как произведения западных авторов, так и классическую и современную русскую драматургию. В этой труппе работали известные артисты грузинской сцены – народный артист Грузии Г. Давиташвили, заслуженный артист Грузии Е. Донаури, режиссер грузинского театра, народный артист Грузии – А. Цуцунава.
С 1921 года с труппой ТАРТО, переименованной в Академический театр, в Тбилиси начинает работать под руководством А. Покровского «ПОАРМ XI».Один сезон просуществовал в Тбилиси театр «Сатирагит», возникший в 1921 г. и вскоре переименованный в Революционно-художественный театр.Работал в театре также «Камерный театр» под руководством Е. Жихаревой.
С осени 1922 г. был открыт «Первый советский театр», руководимый Н. Шестовым и «Новый театр», руководимый К. Марджанишвили.Зав. литературной частью работал Г. Робакидзе.
В 1924 г. создается Красный театр Пролеткульта Грузии (руководительВ. Игнатов).В 1926 г. под руководством В. Пессимиста был открыт Тбилисский рабочий театр, просуществовавший до 1930 г.Одновременно работал «Малый театр», на его основе был открыт русский театр юного зрителя.В 1930-32 гг. работал театр Дома Красной Армии, руководимый А. Любошем.
В 1923 г. в Тбилиси с большой торжественностью было отпраздновано 40-летие творческой деятельности одного из виднейших мастеров русского театра А. Сумбаташвили – Южина, поборника связей русско-грузинского театрального искусства.
Сентябрь 1932 г. – Народный Комиссариат просвещения Грузии выносит постановление о создании Тбилисского государственного драматического театра. Труппа ТГРТ была сформирована на базе бывшего театра Тбилисского Дома Красной Армии и была пополнена актерами из разных городов Советского Союза. Первым руководителем театра был приглашен выдающийся режиссер К. Марджанишвили. Ко дню открытия, в связи с 40-летней литературной деятельностью М. Горького, 3 ноября 1932 г. была поставлена пьеса ”На дне”.
В октябре 1934 г. Тбилисскому русскому драматическому театру было присвоено имя А.С. Грибоедова. Творческий путь Русского драматического театра им. Грибоедова всегда был насыщен работой и неустанными поисками. Театр жил полнокровной жизнью, искал и находил самое необходимое, что определяет биографию любого театра – репертуар! А репертуар театра всегда был на высоте. Спектакли несли на себя печать реалистических традиций русского сценического искусства. Благородные принципы театра проявлялись и в подборе актерского состава. Сегодня нельзя не вспомнить и не назвать тех, кто стоял у истоков этой благородной миссии. Старшее поколение помнит их: это Л. Врублевская, Н. Сатина, Б. Белецкая, В. Захарова, Н. Сперанская, В. Брагин, И. Бодров, К. Мюфке, И. Осипов, Б. Вяземский, Е. Федоров, А. Смиранин и др. Нельзя не назвать М. Пясецкого, П. Луспекаева, А. Гомиашвили, Ю. Шевчука, И. Русинова…
Это был блистательный актерский коллектив, который нес свет подлинного искусства. Сколько любви, тревоги за людские судьбы звучало со сцены, и всегда неизменным союзником было Слово, великое русское слово — слово Пушкина и Грибоедова, Толстого и
Тургенева, Чехова и Горького.
Сколько благодарных сердец замирало от сочувствия и восторга,внимая этим словам в зрительном зале. Сегодня еще раз хочется сказать о дружбе, которая объединяет грибоедовцев с корифеями грузинского театра. Это было истинное творческое содружество. Оно выражалось в том, что на сцене русского театра выступали грузинские актеры — Акакий Хорава, Акакий Васадзе, Верико Анджапаридзе, Медея Джапаридзе и др.
На сцене русского театра им. Грибоедова, естественно, шли и пьесы грузинских драматургов. Достаточно назвать ”Из искры” Ш. Дадиани, ”Киквидзе” Дарасели, ”Хевисбери Гоча” А. Казбеги и др.
Пьесы грузинских драматургов на сцене Грибоедовского шли не только в постановке русских режиссеров, работавших в этом театре, а их было не мало (это Г. Товстоногов, А. Рубин, Е. Брилль, А. Ридаль, Л. Варпаховский, П. Фоменко), но и в постановке грузинских режиссеров А. Такайшвили, Д. Алексидзе, В. Антадзе, Г. Лордкипанидзе, К. Жордания, К. Сурмава, Г. Кавтарадзе.
В течение многих лет театр возглавлял выдающийся театральный деятель Константин Шах — Азизов. Он был и директором, и художественным руководителем, а главное — великолепным знатоком театра, его специфики, неординарности. Умел вникать в тончайшие нити его повседневной жизни.
Стало традицией отмечать юбилейные даты известных деятелей сценического искусства, которые оставили неизгладимый след в истории русского драматического театра им. Грибоедова.
Сегодня театром руководит Автандил Варсимашвили – режиссер новой современной формации с острым чувством современности, творчество которого не раз отмечалось премиями.
В репертуаре театра ”Russian блюз” – спектакль, созданный по рассказам А. Чехова, В. Шукшина, В. Ерофеева, Ю. Алешковского; ”Жизнь прекрасна”(играем Чехова); ”Тереза Ракен” Э. Золя; ”Самоубийца” Эрдмана; ”Я, Булат Окуджава”; ”Кроткая” Ф. Достоевского. Состоялась очередная премьера, посвященная 200-летию великого сказочника Г.-Х. Андерсена “Принцесса и свинопас“. Готовятся к выпуску спектакли по пьесам: А. Цагарели «Ханума», А. Володина «Пять вечеров», Дж. Родари «Приключения Чиполлино».
Сегодня театр видит тенденцию говорить о важных жизненных вопросах, которые волнуют зрителя. Это проблемы морали, нравственности, человеческих взаимоотношений. И зритель ждет, чтобы вновь и вновь приобщиться к миру тех возвышенных чувств и мыслей, что всегда такой щедрой рукой дарил зрителю Русский драматический театр им. Грибоедова.
Если вам понравился данный материал, нажмите на кнопку любимой соц. сети, чтобы о нем узнали другие люди. Спасибо!