К вечному в Тбилиси можно отнести еще и серные бани старого квартала Абанотубани, «банной улицы», воспоминания о которых оставил Александр Сергеевич Пушкин.
Историки рассказывают, что в 1795 году, когда Георгиевский пакт о протекторате с Россией был уже подписан, но русские войска еще не успели перейти Кавказский хребет, Тбилиси (тогда еще Тифлис) захватил турецкий хан Ага-Мохаммед. Набег этот остался в памяти города как один из самых кровавых и разрушительных, однако именно Мохаммед первый приказал построить на одном из самых обильных горячих серных источников паровую баню. Так возникла первая тифлисская баня – «Чрели абано» («Пестрая баня») с разноцветным мозаичным фасадом. Она практически сохранила свой изначальный вид, — мозаичные панно, мраморные столы.
Именно в этой бане Александр Сергеевич побывал во время своего большого путешествия по Кавказу в 1829. «Я остановился в трактире, на другой день отправился в славные тифлисские бани… горячий, железо-серный источник лился в глубокую ванну, иссеченную в скале. Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань….». Бебутовская, Сумбатовская, Зубаловская – три другие старейшие тбилисские бани «банной улицы» с XIX века неоднократно перестраивались, а в 2007 году были проданы с аукциона в частное владение. Видимо, новому революционному правительству очень потребовались деньги.
Сама процедура мытья в тбилисских серных банях такая же, как и в турецком хаммаме – мыльный массаж, растирания, отдых в прохладном бассейне. Существенное отличие – в целительных свойствах горячей от природы, железисто-серной минеральной воды. Которая прекрасно лечит артрит, радикулит, а также различные проблемы с кожей. Поэтому некоторые бани еще в СССР были превращены в полноценные водолечебницы. А сейчас там можно снять номер на несколько дней, чтобы пройти весь курс оздоровительных процедур, который по эффекту сравним со швейцарским SPA.
В общем, серные бани квартала Абанотубани – место, без которого нельзя представить древний Тбилиси, место, по которому будет скучать каждый, кто хоть однажды бывал на берегах Куры. Сама история грузинской столицы начиналась с поселений, которые образовывались вокруг горячих источников, Тбилиси получил от них свое имя – ведь «тбили» и означает «тепло». А «революции роз» и политические разногласия – явление априори временное.
В какой еще столице вы найдете на центральной площади … бани?! Только в Тбилиси! Этот город с древних времен славился своими горячими серными источниками, но нынешние бани, скорее всего, появились в XVII в. при персах. Баня хороша тем, что там не парят мозги : ), поэтому в старину там проводили целые сутки: время купания не ограничивалось, — и люди могли оставаться здесь до утра. В банях давали званные обеды, заключали торговые сделки, а в «женские» вторники и среды свахами устраивались смотрины невест. Популярность бань высока и сегодня: сказывается не только лечебный эффект последних, но и частое отключение горячей воды в городе (и это не шутка 🙁 ). Внутрь бань мы не попали по банальной причине нехватки времени. Но подробное описание тбилисских бань можно найти у А.С. Пушкина в «Путешествии в Арзрум». Поэт побывал здесь в 1829 году во время русско-турецкой войны.
«При входе в бани сидел содержатель, старый персиянин. Он отворил мне дверь, я вошел в обширную комнату и что же увидел? Более пятидесяти женщин, молодых и старых, полуодетых и вовсе неодетых, сидя и стоя раздевались, одевались на лавках, расставленных около стен… Я остановился. «Пойдем, пойдем, — сказал мне хозяин, — сегодня вторник: женский день. Ничего, не беда». — «Конечно, не беда, — отвечал я ему, — напротив». Появление мужчин не произвело никакого впечатления. Они продолжали смеяться и разговаривать между собою. Ни одна не поторопилась покрыться своею чадрою; ни одна не перестала раздеваться…. Персиянин ввел меня в бани…Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань (мои «5 копеек» — тут А.С. Пушкин, по-моему, немного покривил душой: турецкие бани (не лучшие их образцы) он мог видеть разве что в глубокой провинции в районе Арзрума :)). Хозяин оставил меня на попечение татарину-банщику. Гассан (так назывался безносый татарин) начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать составы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение. Азиатские банщики приходят иногда в восторг, вспрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут по спине вприсядку, е sempre bеnе. После сего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав теплой водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас как воздух! NB: шерстяная рукавица и полотняный пузырь непременно должны быть приняты в русской бане: знатоки будут благодарны за таковое нововведение. После пузыря Гассан отпустил меня в ванну; тем и кончилась церемония…».
Теперь Голубую баню, которую некогда навестил поэт, перестроили, но серная вода, мыльный полотняный пузырь, шерстяная варежка и терщики сохранились. Сохранились, говорят, и номера с того времени. Во всяком случае, лукавые «танцоры на спинах», в какой бы номер ты ни вошел, доверительно шепчут, что именно на этой мраморной полке Гассан колдовал над Александром Сергеевичем. Кстати, когда в печати появилось «Путешествие в Арзрум «, где Пушкин так увлекательно описал тифлисские бани, в Москву из Тифлиса были выписаны банщики (на пробу), но они у коренных москвичей, любивших горячий полок и душистый березовый веник, особого успеха не имели. Зато современные банщики приняли совет Пушкина и завели в русских банях полотняный пузырь для мыла и шерстяную рукавицу.
Если вам понравился данный материал, нажмите на кнопку любимой соц. сети, чтобы о нем узнали другие люди. Спасибо!