Джвари (храм Креста) – знаменитый храм, расположенный на горе у слияния рек Куры и Арагви, напротив древней столицы Грузии Мцхеты (позднее напротив него в Мцхете построен собор Светицховели).

Воздигнут правителем Восточной Грузии над деревянным крестом, поставленным на горе св. Ниной. Из письменных свидетельств известно, что в середине VI века крест возвышался открыто и виден был издалека, являясь объектом поклонения, в честь него в Грузинской Церкви было установлено особое празднование. Во второй половине VI века правитель Гуарам построил рядом с крестом малый храм Джвари.

djvari_2

В 586 году сын Гуарама Степаноз I начинает строительство большого Джвари, который должен был стать достойной вместилищем для национальной святыни – креста св. Нины.

Строительство было закончено в 604 году, и храм дошел до нас почти без изменений. Храм Джвари – одно из самых замечательных достижений древней грузинской архитектуры, и без преувеличения, самый известный памятник Грузии, воспринимаемый как бессмертный символ народного гения. Храм построен на крутом утесе, на вершине скалы, которую он продолжает и завершает. Он виден со всех сторон с далекого расстояния и гармонично вписывается в окружающий ландшафт.

Отличающийся гармоничностью пропорций, он представляет собой перекрытый куполом на восьмигранном барабане тетраконх (22м х 18,4 м), с четырьмя примыкающими к нему угловыми помещениями. На фасадах рельефы, включающие изображения ктиторов. К Джвари примыкает крестообразная в плане церковь Малый Джвари (сохранилась в руинах).

djvari

Воздвигнутая на вершине скалистого массива церковь, служит его органическим завершением и центром всего окружающего ланшафта. Форма храма является результатом длительных поисков грузинских зодчих, отказавшихся от формы базилики и искавших оптимальную форму центрального крестового храма, с единым внутренним пространством. Эти поиски отражены, например, в храме в Дзвели-Гавази в Кахетии, кафедральном соборе в Ниноцминде.

Небольшой по размерам храм в плане представляет вписанный в квадрат крест с полукруглыми абсидами на концах. Внутренне пространство обладает соразмерностью, ясностью и четкостью. Завершен храм куполом на восьмигранном барабане.

Облик фасадов определяется гранеными абсидами с плоскими нишами. Восточная и южная сторона храма украшены скульптурными рельефами и орнаментами, на гранях алтарной абсиды три рельефа с изображениями ктиторов. Скульптуры грубоваты и наивны по исполнению. Но в целом орнамент хорошо подчеркивает архитектурные формы храма.

djvari_1

Архитектурное решение выделяется исключительной цельностью, вписанностью в ландшафт. Купол на восьмигранном барабане послужил чтимым образцом для Атенского Сиона и множества других кавказских храмов, став символом средневековой Грузии.

Невозможно представить себе мцхетский пейзаж без Джвари – он как бы связал окружающие горы. Мцхетский Джвари – гениальное творение грузинского культового зодчества, исполненное простоты, спокойствия, строгости и гармонии. Столь же гармонично и внутреннее пространство Джвари: чистая, полновесная и завершенная классика чарует своим совершенством. Исключительную художественную ценность имеют рельефы Джвари, особенно надо отметить «Вознесение Креста» в тимпане южного входа. Неудивительно, что именно эти гармония и таинственность привлекли в свое время внимание Лермонтова к этому месту, «где, сливаяся, шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры», и именно сюда им было перенесено место действия поэмы «Мцыри».

Сейчас монастырь восстанавливается силами монахов и послушников (их порядка 15 чел. в возрасте от 16 до 40 лет).

Источник

Если вам понравился данный материал, нажмите на кнопку любимой соц. сети, чтобы о нем узнали другие люди. Спасибо!


Оставить комментарий