Арчил Михайлович Гомиашвили народный артист Грузинской ССР (1966)
Детство Юность
Родился 23 марта 1926 года в Грузии, в городе Чиатура. Его отец после учебы в 20-х годах прошлого столетия в Московской школе красной профессуры был направлен в Донбасс, на должность председателя профсоюза угольщиков, но в конце 1930-х годов он был репрессирован и на свободу вышел лишь в 1944 году.
Арчил два года проучился в Тбилисском художественном техникуме при Академии художеств, но потом связался со шпаной и его несколько раз арестовывали, однако ему везло и срока он так и не получил. Увлечение театром привело Гомиашвили в Школу-студию МХАТ, где он проучился несколько лет, но после скандала с дракой в 1948 году едва не угодил под суд, и ему пришлось уехать из Москвы. В Тбилиси его приняли в труппу Академического театра имени Марджанишвили, а в 1958 году актер уехал в Поти и работал сначала в театре имени Г. Эристави, а потом — в Русском театре имени А. Грибоедова. Параллельно начал сниматься в кино, ролей было не так уж и мало, но славы они Арчилу не принесли. Тем временем возраст актера подходил к сорока годам…
Роли в кино до «12 стульев»
Первая кинороль Арчила Гомиашвили — роль Манташерова в 1957 году в историко-революционном приключенческом фильме «Лично известен». Это первый фильм кинотрилогии («Лично известен», «Чрезвычайное поручение», «Последний подвиг Камо») о революционере-большевике С. А. Тер-Петросяне, известном под именем Камо.
В1961 актер сыграл роль Ерошки в мелодраме «Казаки» по одноименной повести Л. Н. Толстого. В 1965 году — съемки во втором фильме вышеупомянутой трилогии «Чрезвычайное поручение» и в музыкальной комедии «Иные нынче времена» по одноименной пьесе А. Цагарели.
Работу в этой комедии особенно отмечает актер, считая роль в этом фильме одной из своих самых лучших работ; также его порадовало совместное творчество на съемочной площадке с режиссером Михаилом Чиаурели:
«Для меня образец человека и режиссера — Михаил Чиаурели, который снимал фильмы о Великой Отечественной войне, — говорит Арчил.- У него я даже сыграл Сталина. Но после 1953 года этого талантливого режиссера ссылают по личному распоряжению Хрущева в Сибирь за то, что он якобы своими фильмами утверждал культ личности. Но этого человека не удалось сломить. После ссылки он вновь берется за режиссерскую работу и ставит фильм грузинского классика Цагарели «Иные нынче времена», где снимается его дочь Софико вместе со мной».
Остап Бендер
Всесоюзная слава пришла к актеру в 1971 году, когда он сыграл роль Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев», экранизации одноименного романа И.Ильфа и Е.Петрова.
На роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-бея Гайдай искал актеров по всей стране. Перед его взором прошли аж 22 не похожих друг на друга Остапа: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и другие. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал «примерить» Бендера.
Гайдай был очень суеверным. В первый день съемок с Александром Белявским предложил ассистенту разбить о штатив камеры тарелку «на счастье», но она не разбилась. Гайдай сокрушался: «Не пойдет! Фарта не будет!»
И действительно, Бендер Белявского на фоне Сергея Филиппова смотрелся бедно. Киса Воробьянинов получался внушительнее комбинатора. Гайдай в отчаянии позвал на роль Владимира Высоцкого. И снова фаянсовая тарелка не разбилась. Не удались и съемки — Высоцкий ушел в загул… Тогда Леонид Иович уволил ассистента, который никак не мог разбить тарелку. И тут кто-то рассказал ему, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили.
Гомиашвили в 1958 году, еще задолго до съемок фильма вместе с режиссером Юрием Любимовым поставил мюзикл «Похождения Остапа Бендера» по «Золотому теленку». Подписав договор с Министерством культуры Грузии, Арчил Гомиашвили с этим спектаклем одного актера (играл там и Бендера, и Паниковского, и Фунта, и даже Зосю Синицкую), отправился на гастроли по стране. Вот там-то в Горьком на его спектакль и пришли Гайдай с командой, которые приехали выбирать место для съемок.
«Когда я пришел на собеседование к Гайдаю, — рассказывает Арчил,- то посмотреть на мою белую «бендеровскую» фуражку сбежалась вся съемочная группа. Увидев в окружении режиссера недоверчивые глаза, я развернулся и ушел. Навсегда. Позже мне присылали приглашения на кинопробы, но я не поехал».
Однако через пять месяцев режиссер все же смог уговорить Гомиашвили. Но в «Госкино», увидев пробы актера, возмутились:
— Почему Бендером будет грузин?
— Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой? — среагировал Гайдай.
В итоге Гомиашвили все же был утвержден на роль. Интересно то, что во время съемок Гомиашвили было 44 года, а Бендеру по тексту — всего 28. Но это не смутило ни актера, ни режиссера. «Я ведь и сейчас не выгляжу на 75, правда? — говорит актер. — А тогда подо мной земля поднималась! Я чувствовал себя молодым, тем более что незадолго до «Двенадцати стульев» женился на девушке, которая была младше меня на 24 года».
Во время съемок на трактовку личности Бендера у Гомиашвили с Гайдаем были совершенно разные взгляды. «Я хотел играть его совсем иначе, рассказывает Арчил Михайлович. — Ведь он вовсе не легкомысленный и пустой человек. Это Бендер способен остановить поток машин, чтобы дети могли перейти дорогу — как в «Золотом теленке». Он на три головы выше Кисы Воробьянинова. Ведь Остап мог избавиться от напарника, узнав про бриллианты, но не сделал этого. Я пытался показать глубину моего персонажа в сцене, где герои сидят в лодке и Остап говорит Воробьянинову: «Киса, мы одни, никто нас не любит». Но после проникновенного монолога опускаю руку в воду, меня кусает рак — и зритель снова смеется. На таком решении настоял Гайдай. Режиссер не дал мне выявить лучшие качества Бендера. Когда я увидел фильм, он мне не понравился».
Обострившиеся отношения между актером и режиссером получили свое продолжение после процесса озвучивания фильма. Дело в том, что Гомиашвили из-за болезни на часть озвучивания не пришел. Поэтому огромный кусок фильма — шахматный турнир в Нью-Васюках идет с голосом актера Юрия Саранцева, что ужасно не нравилось Арчилу Михайловичу. При встрече они обменялись по этому поводу колкостями и оскорблениями в адрес друг друга, после чего не разговаривали несколько лет.
После выхода фильма на экраны, Гомиашвили стал не просто знаменитым, а звездой кинематографа. Он попал в десятку лучших актеров нашего кино и был приглашен на прием в Совет Министров СССР. Вместе со словами благодарности ему была предоставлена жилплощадь в Москве — бывшая квартира дочери Сталина Светланы Аллилуевой в «доме на набережной».
Другие роли в кино
Арчил Гомиашвили претендовал и на другие звездные роли в известнейших лентах, да только на пробах проваливался и до сих пор обижается на конкурентов, досадуя на то, что в его жизни по-настоящему звездная роль была только одна — Остапа Бендера, которую он, к тому же, чудом выиграл в жесточайшем конкурсе.
В 1973 году Арчил Гомиашвили стал актером Московского театра имени Ленинского комсомола, а с 1980 по 1988 год был актером Московского драматического театра им. А.С.Пушкина.
Бизнес
В 62 года, когда многие люди уже сидят на пенсии, Арчил Гомиашвили ушел из столичного театра и принялся ковать деньги. Дух когда-то сыгранного им Остапа Бендера незримо витал над сединами известного актера. В конце 1980-х годов в Западном Берлине он встретился с миллионером Майклом Фильдом, по автобиографической книге которого Гомиашвили хотел снять фильм о нелегкой миллионерской судьбе (будущий сверхбогач начинал чуть ли не с раскопок помоек) и начал уже писать сценарий. Но переговоры шли ни шатко, ни валко, денег не предвиделось и… И как не раз рассказывал сам Гомиашвили случилось просто чудо — зайдя в казино и поставив последние 100 марок, он в итоге выиграл более 100 тысяч. А бизнесмен в компенсацию за нереализованный проект подарил актеру десять игровых залов. Так что вскоре Арчил Гомиашвили стал вполне обеспеченным человеком.
Продав игровые автоматы и вернувшись в Москву, в 1990 году актер стал президентом акционерного общества «Сити-бизнес», а в конце 1992 года открыл в Москве и стал генеральным директором клуба «Золотой Остап», который вскоре стал одним из самых престижных столичных мест, а ресторан клуба в 1996 и в 1997 годах был признан лучшим в Европе. Потом открыл магазин фирменных итальянских товаров.
В ресторанном бизнесе он пробыл довольно долгое время, несмотря на почтенный возраст. Вместе с Гомиашвили работали его жена и сын (это его вторая семья). Сейчас ресторана «Золотой Остап» уже нет, и на вопрос «Неужели к Остапу перестали ходить?» Арчил Гомиашвили ответил: «Это был не ресторан, а клуб, где актерская братия справляла дни рождения, свадьбы и поминки. Но в 1998 году все как будто сговорились и перестали ходить. Мне кажется, что рестораны имеют свой критический возраст. «Остап» прожил 12 лет, и его закрытие не было печальным. Всему свой срок…».
Счастливый человек
Гомиашвили не забыл, что в свое время он сильно нуждался в молодости, и ему несколько раз здорово помогла одна известная актриса. И теперь, разбогатев, преуспевший экс-Остап последовал ее примеру. Он спас от отчисления из ВГИКа десятерых студентов, заплатив за их обучение, а в последние годы также ежемесячно перечисляет по пять тысяч долларов обнищавшим грузинским актерам…
О себе Арчил Михайлович говорит: «Считаю себя очень счастливым человеком, ибо всегда в жизни делал только то, что мне было по душе. У меня много друзей. Счастлив я и тем, что вырастил, воспитал и дал образование своим детям. У меня есть любимая и любящая жена».
В последние годы Арчил Михайлович много болел, в 2004 году у него была обнаружена злокачественная опухоль в лёгких, и на операции в США ему удалили больше сорока лимфоузлов. Однако, вернувшись, он опять эмоционально рассказывал про случившееся: «Через 16 часов меня выгнали из реанимации, а через два дня — из больницы! Сейчас даже забыл, что со мной что-то произошло, ей-богу!» — охотно давал интервью и строил планы. Скончался Арчил Михайлович 31 мая 2005 года в московской больнице.
Он совсем немного не дожил до своего 80-летия и был большим жизнелюбом. Как-то Гомиашвили сказал: «Когда мне было 16 лет, я ехал в поезде и ночью мне приснился сон: я увидел всю свою судьбу, всё, что дальше со мной произойдёт, — в подробностях и со всеми деталями. Я следовал этой программе всю жизнь. Я знал: через год добьюсь одного, через два года — другого. Но, зная последующее, я ускорял события. Я выкладывался полностью: я много любил, я был неуёмный, я никогда не уставал…»
Фильмография:
1957 Лично известен
1965 Иные нынче времена
1965 Чрезвычайное поручение
1971 12 стульев
1977 Мимино
1978 Кавказская повесть
1978 Любовь моя, печаль моя
1980 Комедия давно минувших дней
1981 Золотое руно
1982 Колокол священной кузни
1983 Раннее, раннее утро…
1984 Медный ангел
1986 Без срока давности
1986 Государственная граница (Фильм 5-й: «Год сорок первый»)
1986 Мой любимый клоун
1989 Сталинград
1990 Война. На западном направлении
1990 Место убийцы вакантно…
1990 Супермен («Супермент»)
1992 Официант с золотым подносом
1993 Ангелы смерти
Если вам понравился данный материал, нажмите на кнопку любимой соц. сети, чтобы о нем узнали другие люди. Спасибо!