[Груз. ატენის სიონი], храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Расположен в cеле Атени к югу от Гори, в ущелье реки Тана (груз. историческая пров. Шида-Картли).

Возведен во 2-й пол. VII в. в правление эрисмтавара Картли Нерсе (682/86-689), относится к кругу архитектурных памятников т. н. переходного периода типа Джвари. Из сир. послания VI в., в к-ром еп. Симеон из мон-ря Бейт-Мар (Сирия) угрожает анафемой епископам Картли, собравшимся в Атени, известно о существовании здесь церкви еще до VII в. (Draguet R. P. 59-89).

ateni_sioni_1

Археологические раскопки 1969-1970 гг. на площадке (24´ 19 м; высота 22 м), где находится А. С., показали наличие под его основанием остатков базилики V в. (фрагменты барабанов, баз, капителей, четырехгранных колонок от амвона или алтарной преграды из проконесского мрамора, обломки каменных крестов). Факт возведения ныне стоящего центральнокупольного храма отмечен в однострочной арм. эпиграфической надписи на юж. фасаде, относимой по палеографическим признакам к VII в. В ней указано имя строителя А. С.- зодчего Тодосака, вместе с к-рым трудились упомянутые также в арм. надписях мастера Аарон, Гиорг, Григор, Дапс. Согласно др. концепции, надписи на арм. языке и ряд рельефных композиций, сопровожденных надписями на арм., были созданы при восстановительных работах кон. X в. На стенах юго-вост. и сев.-зап. угловых помещений в 80-х гг. VII в. высечены надписи с перечнем пожертвований эрисмтавара Нерсе I на строительство храма. Среди множества др. груз. надписей на асомтаврули (в т. ч. греч. и евр. тексты), нусхури и мхедрули — надпись 711 г., к-рая повествует о восшествии на престол Степаноза Мампала, сына эрисмтавара Нерсе I, и о посылке ему короны визант. кесарем Филиппиком (Варданом). Там же находится надпись об установлении поминального дня Нерсе и десятистрочная фресковая надпись, сделанная Георгием, сыном Степанозы, о кончине Степаноза Мампала 14 окт. 739 г. Рядом находятся эпитафии царице Гуарамавр (837) и феодалу Сумбату (885). В юж. апсиде — рифмованные стихи на груз. языке 1-й пол. IX в. и надпись 835 г., повествующая о нашествии Буги Турка. Из надписи 980 г. в зап. апсиде известно об облицовочных работах, проведенных в интерьере храма при царе Баграте III; в пространной надписи на юж. фасаде храма зафиксировано, что в строительстве г. Атени (1060-1068) по распоряжению царя Баграта IV принимали участие Мириан, сын Тархуна, и глава атенской крепости Гурганели. На фасадах храма сохранились также сир., греч., араб., персид., церковнослав. надписи, множество надписей паломников и надписи офиц. характера.

ateni_sioni

Центральнокупольный храм возведен на трехуступчатом цоколе, материалом послужили чисто тесанные квадры мелкозернистого туфа серовато-желтого, красновато-розоватого и зеленоватого оттенков. Стены в интерьере сложены ровными рядами каменной кладки, не рассчитанной под роспись. Основой плана является тетраконх, вытянутый по оси восток-запад. Барабан купола опирается на выступы апсид и связан с центральным квадратом посредством 3 рядов конических тромпов. Свод купола украшен рельефным каменным крестом. Подкупольное пространство с 4 сторон организуют глубокие апсиды, составляющие в плане крест, между рукавами к-рого расположены 4 пастофория: 2 служили жертвенником (сев.-вост.) и диаконником (юго-вост.), 3-й (юго-зап.) являлся отд-нием, где молились женщины, а 4-й (сев.-зап.), возможно, местом для клириков. Угловые помещения сообщаются с основным пространством глубокими трехчетвертными нишами. Источниками света служат окна в барабане купола (4), в апсидах (5, в алтарной — 3) и в пастофориях (5). Алтарное пространство подчеркнуто двухступенчатой солеей, в полукружии апсиды — каменный синтрон в 3 уступа с епископским местом в центре. Пространственная организация интерьера отражена во внешних формах храма. Первоначальная черепичная кровля в Х в. заменена перекрытием из плит.

Фасады А. С. украшены скульптурными рельефами 3 периодов. Наиболее ранние — фрагменты базилики V в.: изображение 2 оленей, припавших к источнику (на тимпане сев. входа), мифического существа сенмурва (на зап. фасаде), антропоморфных капителей полуколонн (сев. портал). От убранства VII в. сохранились изображение ктитора храма, предстоящего перед св. первомучеником архидиак. Стефаном (средняя грань выступа сев. апсиды), и сцена конной охоты на оленей (на зап. фасаде). Остальные рельефы исполнены во время обновления А. С. в кон. X в. представителями рода Багваши, клдекарских эриставов, в чьи владения во 2-й пол. X в. входило и Атенское ущелье. На вост. фасаде представлены скульптурные портреты Рата Багваши с моделью церкви в руках и его сына Липарита. Рельефы с изображениями мастеров (Гергиума, сына Эрхасана, Григори Дапса, Тодосака; последнее утрачено) были размещены на зап. и сев. фасадах и в барабане купола. На юж. фасаде высечено изображение Микаела Багваши, названного строителем ограды. На зап. фасаде сохранился крест XIV-XV вв.

ateni_sioni_3

Архитектурно-конструктивные части в интерьере храма украшены аниконической росписью кон. VII в. Рисунок выполнен по неокрашенной фактуре облицовочного камня. В конхах апсид, софитах окон и дверей роспись имитирует кладку; в больших тромпах — веерообразный рисунок, в конхах трехчетвертных ниш — лучистые солнцеобразные фигуры. Доминантой аниконической росписи является большой красный крест в своде купола, символизирующий Христа Спасителя. На подкупольных выступах и архитравах угловых помещений изображены 12 процветших крестов, исполненных красной и белой красками, символизирующих 12 апостолов. Кресты нанесены на известковую штукатурку, к-рой была покрыта нижняя часть стен в интерьере вскоре после завершения строительства храма. На штукатурке сохранились многочисленные граффити.

В 90-х гг. XI в. стены А. С. были полностью покрыты живописью в технике секко. В тромпах изображены персонификации райских рек: Нила, Фисона, Тигра и Евфрата в виде юношей античного типа, возлежащих в волнах. В конхе алтарной апсиды — Богоматерь «Никопея» с Младенцем Христом, по сторонам архангелы Михаил и Гавриил. Ниже представлены апостолы в молитвенных позах, обращенные к кресту, на стенах вимы композиция «Евхаристия». В нижнем регистре фронтально изображены монументальные фигуры святителей (Власия, Григория Богослова, Василия Великого, Афанасия Александрийского и др.), в проеме центрального окна — столпники Симеон Алеппский и Симеон Дивногорец, на выступах апсид — архидиак. Стефан Первомученик и св. Роман Сладкопевец. В своде вимы представлен медальон с погрудным образом Христа Пантократора, по обе его стороны фигуры пророков и св. Иоанна Предтечи в рост. В юж. апсиде располагаются сцены из апокрифического жития Пресв. Богородицы (14 сцен); в сев.- праздничный цикл (11 сцен); в зап.- композиция «Страшный Суд».

ateni_sioni_2
В алтарной апсиде также представлены ктиторские изображения царя Давида IV Строителя и царского мцигнобартухуцеси (канцлера) еп. Чкондидского Георгия в предстоянии Спасителю, образ к-рого вписан в сегмент неба, царей Баграта IV и Георгия II, царицы Исдухт и феодала Сумбата, сына Ашота, обращенные к Богородице, представленной в сегменте неба. Изображение Сумбата из кларджетской ветви рода Багратиони, исконных владетелей Атени, вместо клдекарских эриставов из рода Багваши,- дополнительное свидетельство перемен, происшедших в стране в начале царствования Давида IV, к-рый в 1093-1094 гг. взял в плен и выслал из страны Липарита Багваши. Роспись выполнена вскоре после этого события артелью живописцев.

Источник

Если вам понравился данный материал, нажмите на кнопку любимой соц. сети, чтобы о нем узнали другие люди. Спасибо!


Оставить комментарий